Программа переподготовки руководящих кадров для учреждений отдыха и оздоровления детей

Система отдыха и оздоровления детей включает в себя сеть разнообразных оздоровительных учреждений, насчитывает более 53 тысяч лагерей различной ведомственной принадлежности. Стационарные загородные учреждения (организации) отдыха и оздоровления детей прежде составляли основной массив системы, а ныне это менее одной десятой части лагерей. Но по эффективности оздоровления, развития и воспитания детей они по-прежнему занимают приоритетные позиции.

Загородное стационарное учреждение отдыха и оздоровления детей располагается на стационарной базе круглогодичного или сезонного действия (на каникулярный период или часть каникул), размещается в загородной местности (либо в черте города, в экологически благоприятной для отдыха и оздоровления детей зоне). Стационарная база предусматривает материально-техническую базу и иные условия для круглосуточного пребывания детей.

К таким учреждениям можно отнести: детские оздоровительные лагеря, базы, комплексы, центры общего (не санаторного) типа. Эти некоммерческие организации ведут свою деятельность на основании Устава, утверждённого учредителем (учредителями) и зарегистрированного в установленном порядке.

Цель деятельности учреждения создать условия (материально-технические, социально-бытовые, санитарно-гигиенические, кадровые), обеспечивающие полноценный отдых и оздоровление детей.

К основным принципам деятельности современных загородных учреждений отдыха и оздоровления можно отнести:
— безопасность жизни и здоровья детей, защиту их прав и личного достоинства;
— создание разнообразных клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
приоритет индивидуальных интересов, свободу выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия творческого развития и самореализации ребёнка;
— личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил лагеря;
— гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
— конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
— единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Коллектив учреждения самостоятельно вырабатывает направления оpганизационно-педагогической деятельности. Такими направлениями могут быть:

— разработка и реализация программ: оздоровительных, развивающих, образовательных, социальной реабилитации детей;
— социализация ребёнка, создание условий для социального взаимодействия;
— моделирование и апробация наиболее продуктивных инновационных оздоровительных и педагогических технологий по развитию интеллектуального, психофизиологического, эмоционально-нpавственного мира ребёнка и т.п.

Существенно меняются функционал и требования, предъявляемые к руководству. Директор (руководитель) заключает договоры, выдаёт доверенности сотрудникам на выполнение отдельных поручений, открывает в банках расчётный и другие счета. В соответствии с действующим законодательством о труде принимает и увольняет работников, издаёт приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками. Директор несёт ответственность за жизнь и здоровье детей и подростков, соблюдение санитарных правил, норм охраны труда. По согласованию с учредителем устанавливает структуру управления, утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады работников, надбавки и доплаты, порядок и размер премирования работников; а также может утверждать правила внутреннего трудового распорядка.

Формами самоуправления могут быть совет учреждения, общее собрание, попечительский совет. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом. Могут быть созданы педагогический и/или методический совет, органы детского самоуправления (штаб, совет, «парламент»), учитывающие интересы детей, детские и юношеские общественные объединения, действующие в соответствии со своим уставом и уставом учреждения.

Другой вид детских лагерей в каникулярный период — лагеря с дневным пребыванием детей и подростков. Порядок проведения смен таких лагерей определён Приказом Минобразования России №2688 от 13.07.2001г.

Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается оздоровительная и образовательная деятельность в период каникул с пребыванием детей в дневное время и обязательной организацией их питания. Организатором смены лагеря могут быть органы управления образованием, органы по делам молодёжи, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодёжные объединения, другие организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности.

Педагоги вместе с ребятами намечают программу деятельности и организации самоуправления смены лагеря. При необходимости избирается совет, правление (или иной орган самоуправления) при равном представительстве детей и сотрудников, с учётом специфики смены лагеря и возраста детей.

Во время смены можно создавать временные общественные объединения детей и взрослых (детской или молодёжной организации). Приоритетными должна быть оздоровительная и образовательная деятельность, развивающая ребёнка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, оздоровительные, физкультурные, культурные мероприятия, экскурсии, походы, игры, занятия в объединениях по интересам кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).

Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Руководитель (директор, начальник) смены лагеря назначается приказом организатора смены лагеря на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчётности. Подбирает кадры для смены лагеря с дневным пребыванием организатор смены вместе с руководителем (директором, начальником) смены, органами управления здравоохранением, образованием, по делам молодёжи, другими органами исполнительной власти и местного самоуправления и организациями. Штатное расписание устанавливает организатор смены, исходя из целей и задач смены в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а также с учётом внебюджетных источников финансирования.

Руководитель (директор, начальник) смены лагеря:
— обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря, издаёт приказы и распоряжения, которые регистрируются в специальном журнале;
— разрабатывает и (после согласования с организатором смены лагеря) утверждает должностные обязанности работников смены лагеря, знакомит их с условиями труда; проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала смены по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев; составляет график выхода на работу персонала смены;
— несёт ответственность за организацию питания и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.