Программа подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков

Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в каникулярное время.
Разработку данной программы определили скудность форм организации досуга детей и подростков в каникулярное время, низкий уровень профессионализма, творчества значительной части педагогов-организаторов, их недостаточная психолого-педагогическая подготовка, отсутствие возможности получить практические навыки по организации и проведению различных мероприятий.
Образовательная цель программы — освоение обучающимися психолого-педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых им для работы в качестве педагогов-организаторов отдыха детей и подростков.
Развивающая цель программы — формирование профессиональной компетентности педагога в сфере летнего оздоровления, досуга и воспитания детей.
Задачи:
формирование знаний из области практической психологии, педагогики;
формирование практических умений и навыков по организации разнообразной деятельности детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря;
отработка конкретных технологий педагогической деятельности, обучение их применению в различных ситуациях;
ориентация участников программы на самостоятельное проектирование программ деятельности (как индивидуальной, так и групповой) с последующей их реализацией;
развитие лидерских качеств и коммуникативных умений у участников программы;
диагностирование профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста вожатых детских лагерей.

Требования к уровню освоения программы

Знания, полученные в процессе изучения:
охрана жизни и здоровья детей;
нормативно-правовые основы работы вожатого;
педагогика временного детского коллектива;
возрастные психологические и физиологические особенности детей разного возраста;
логика развития смены, методика организации тематических дней и тематических смен;
педагогические возможности игры;
особенности организации самоуправления в лагере.

Умения, которыми должен овладеть участник:
конструктивные (разработка творческих воспитательных дел, игр и т.д.);
организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, работы группы, собственной педагогической деятельности);
коммуникативные (наличие способов конструктивного взаимодействия в группах детей разного возраста).

Навыки, которые должен приобрести участник:
диагностические (диагностика индивидуальных особенностей личности, уровня развития коллектива и т.д.);
проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности).

Учебная программа состоит из 3-х разделов и вариативной части, предусматривающей освоение практических навыков деятельности.
Первый раздел предусматривает ознакомление с положениями законодательных и нормативных актов, документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой и социальный статус педагога-организатора, его должностные обязанности и права, а также права детей.
Второй раздел предполагает формирование у обучающихся основ знаний психолого-педагогической работы с детьми, в том числе о специфике развития личности ребёнка, детских возрастных особенностях, закономерностях становления детского коллектива, проблемах межличностного общения, возникновении и преодолении межличностных и групповых конфликтов, эмоциональных состояниях детской психики. Содержание данного раздела также предусматривает освоение обучающимися практических навыков работы с детьми.
Третий раздел — «Методические и управленческие основы деятельности педагога-организатора» предназначен для обеспечения слушателей основными знаниями и навыками управления детским коллективом и собственной деятельностью, сориентирован на практическое освоение методик организации режима дня учреждений отдыха и оздоровления детей, коллективных творческих дел, спортивных мероприятий, а также выработки навыков действий в экстремальных ситуациях.
Вариативная часть представляет собой формы подготовки, связанные с раскрытием основ практической психологии, гитарной песни, организаторской техники и оформительской работы.
Основными формами проведения занятий наряду с традиционными (лекции, семинары, практикумы) являются творческие мастерские, мастер-классы, индивидуальные консультации, деловые и ролевые игры.
Данный учебный курс завершается 4-дневными учебно-инструктивными сборами, в ходе которых педагоги-организаторы проходят итоговую аттестацию в форме индивидуального зачёта. Программа каждого сбора разрабатывается в индивидуальном порядке.
Вид итогового контроля: зачёт.
Полная программа курсовой подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков предусматривает общий объём учебной нагрузки на каждую учебную группу в количестве 117 академических часов, вариативная часть — 22часа.
Всего по курсу аудиторные занятия — 79 ч; в том числе лекции — 35 ч; практические занятия — 44ч.

Cодержательное описание тематики лекционных, практических занятий. Контрольные вопросы по разделам