ОБРАЗОВАНИЕ В ЛАГЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ И БЫСТРОЕ

Здесь дети переходят от пассивного к активному восприятию, имеют больше возможностей для практики. Вместо суррогатных эмоций, возникающих при созерцании экрана, человек сопереживает и содействует зрелищу (хотя бы аплодисментами), ибо на сцене — знакомые и близкие ему люди. Он не прослушивает музыку (как дома), а танцует под нее, вовлекаясь в невербальное взаимодействие с окружающими. Сами игры здесь отличаются от городских: не «сидячие» (а то и «лежачие») и индивидуальные, а подвижные и коллективные.

И даже когда дети получают академическую информацию (на экскурсиях, викторинах, лекциях), то она обычно привязана к реальным впечатлениям. Представьте себе одну ситуацию, когда школьник где-нибудь на севере Сибири, в разгар полярной ночи изучает параграф про Пунические войны… Или другую — когда, находясь в лагере на морском берегу, он видит следы античной культуры, знаки истории, вершившейся на том же самом месте тысячи лет назад.

В целом новизна обстановки и дух приключения в загородном лагере мобилизует внимание ребенка. В это время можно получить прочные навыки при минимуме повторений. Наконец, ребенок в лагере оказывается ближе к природе, или (синонимы) к натуре, к естеству. Общение с природой благотворно влияет на душу ребенка. Живая природа — источник творчества, положительных эмоций, мощный стимул внимания. Даже просто попадая из каменных коробок на воздух, на солнце, видя множество живых существ, дети преображаются.

3. О ПОТЕНЦИАЛЕ ЛАГЕРЯ ДАВНО ИЗВЕСТНО

Если выразить образовательный потенциал в неких абсолютных единицах, то вполне может оказаться, что у лагеря этот показатель выше, чем у школы. Слишком часто наша школа становится местом не обучения, а пребывания, «камерой хранения для детворы». Спросите у своего ребенка: что сегодня было в школе? Вряд ли он скажет: сегодня я освоил важное умение, преодолел себя, сделав шаг вперед, узнал потрясающую информацию… Скорее всего, ответит: все как обычно, ничего особенного (а еще вероятнее, что вы услышите лишь невнятное бурчание). Другое дело, когда ребенок приезжает из лагеря! Рассказов — на целую неделю.

На самом деле, образовательный потенциал лагерей давно используется на практике. Ведь именно в лагерь люди отправляются, если хотят чему-то быстро и хорошо научиться. Не в пионерлагерь, конечно, а в кампус, имеющий собственную территорию, корпуса для учебы и проживания, и находящийся вне города. Там реализуются всевозможные интенсивные курсы: языка, менеджмента, практической психологии или военной подготовки. Обучение идет успешно и интенсивно именно при «погружении» в среду, с обязательным проживанием вне дома. Традиция образования в кампусах распространена во всем мире и используется в самых разных формах. Это может быть и однодневный выездной семинар, и двухнедельный курс, и многолетняя учеба в элитной закрытой школе. В условиях кампуса удается смягчить неизбежное зло — «школьный» стресс — за счет соблюдения режима, активного образа жизни, оздоровительных процедур. Наконец, именно в кампусе удобнее следовать гуманитарно-экологическим приоритетам образования.