Образовательный потенциал загородных детских лагерей

1. ЛАГЕРЬ — ШКОЛА СОЦИАЛЬНОСТИ

Учеба в школе — это привычное занятие, которому наши дети посвящают едва ли не половину своей жизни. Более того, взрослые постоянно внушают им приоритетную ценность этого занятия: «учеба — твое основное дело, ученье — свет»… Но вот приходят каникулы, и те же взрослые соглашаются с тем, что от учебы нужно избавиться. Отбросить все атрибуты школьного образа жизни: ранние подъемы, ношение формы, письменные упражнения, а также получение системных знаний. В нашем сознании досуг обычно не отождествляется с интеллектуальными занятиями: это фильмы, футбол, прогулки…

Так возникает резкий перепад деятельности: от интенсивной умственной работы в конце учебного года (экзамены!) к полному расслаблению ума летом. Через три месяца происходит еще один перепад: резкий возврат к интенсивному познанию. Эти скачки усиливают стресс школьного образа жизни.

А если ребята попадают в летний оздоровительный лагерь? По своему ритму он напоминает школу. В нем приобретается новый опыт, накапливаются знания. Однако целенаправленное информирование детей в лагерях, как правило, не ведется. А ведь у лагеря большой образовательный потенциал! Он может дать детям именно то, чего они недополучают в школе: навыки социализации, богатый эмоциональный и практический опыт, элементы гуманитарно-экологического воспитания.

Начнем с того, что в лагере ребенок развивает умение находиться среди людей, и быть самим собой. Если в школе важны информационные отношения (ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий), то в лагере на первый план выходит способность строить социальные отношения (коммуникабельность, практичность, мобильность, самоуважение и пр.). Эти навыки отрабатываются во время игр, совместных дел, конфликтов и примирений, да и просто бытования. Кстати: при этом шлифуются важнейшие для коммуникации невербальные элементы поведения, которые нельзя выучить и искусственно разыграть — они должны идти «от сердца», из подсознания, из реального опыта переживаний.

Кроме того, в лагере ребенок приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество (а не противостояние) разных иерархических уровней коллектива. Не секрет, что в школе учителя и ученики обычно пребывают «по разные стороны баррикад». В лагере столь же часто взрослый наставник, вожатый, преподаватель становится ребенку товарищем. А ведь общение со взрослыми разнообразного статуса и рода занятий необходимо для нормальной социализации человека, для становления гендерного поведения. В нашей жизни этого разнообразия явно не достаточно. Кто составляет круг общения современных городских детей? Родители, учительница… Возникший дефицит примеров взрослого поведения порой восполняют «педагоги» из криминальной среды. Или телевизор.

А в лагере ребенок не просто общается, но проживает некий период своей жизни рядом со многими взрослыми, представляющими в целом позитивный пример для подражания. Особенно важен этот контакт для детей с социально-психологическими проблемами, для тех, у кого неполные семьи, кто перенес травму, испытал стресс.