О предупреждении насилия в отношении детей в лагерях отдыха

28 мая 2011 г., в преддверии Дня Защиты детей, в Москве прошел городской круглый стол «Предупреждение насилия в отношении детей». Ведущей круглого стола была О.А. Бахчиева, начальник управления воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы.
Вначале участники Круглого стола посмотрели фильм Ролана Быкова «Люба, или Я сюда больше никогда не вернусь», открывающий внутренние ощущения ребенка, испытавшего насилие. Затем прозвучали доклады экспертов.

Ответственный секретарь Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Москвы Ю. Б. Котов сообщил общее состояние проблемы жестокого обращения и насилия в отношении детей в городе Москве. Заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН С.Н. Ениколопов осветил актуальные проблемы в исследованиях детско-подросткового насилия с точки зрения психологии. Методист Методического управления «Содействие» МГПИ А.Б. Турова представила анализ результатов опроса специалистов социальной и образовательной сферы г. Москвы, работающих со случаями жестокого обращения с детьми в семье. Заведующий амбулаторным детско-подростковым наркологическим реабилитационным отделением Наркологического диспансера № 12. В.Б. Васечкин представил методику «Оценка рисков и возможностей» как эффективный инструмент выявления, формирования реабилитационного маршрута для детей, находящихся в социально опасном положении.

Развивая тему предупреждения насилия в детских оздоровительных лагерях, от Международного фонда развития индустрии детского и молодежного отдыха оздоровления и досуга «Дорогами открытий» сделал доклад К.Д. Ефремов.

В этом докладе было отмечено, что дети статистически чаще страдают от проявлений насилия в лагерях от других детей, чем от взрослых (педагогов, иных работников лагеря, посторонних лиц). Хотя насилие со стороны взрослых оказывает более сильное травмирующее воздействие. Многие дети не желают ехать в лагерь, откровенно опасаясь физического и психологического насилия со стороны товарищей (так называемые мобинг, буллинг, насмешки, поддразнивание, вымогательство, физическая агрессия и т.д.). Проблему усугубляет то, что дети в лагере оказываются в тесном, недавно созданном коллективе, в непростых и непривычных бытовых условиях при повышенной физической и психической нагрузке. В случае конфликта дети не могут уединиться, найти защиту в своем доме и семье. Таким образом, следует уделять особое внимание предупреждению насилия в самой среде детей, но при этом гораздо строже контролировать случаи насилия со стороны взрослых.

Помимо известных видов насилия (физическое, психологическое, сексуальное) вниманию аудитории были предложены примеры таких видов насилия, которые вызывают у ребенка страдания, но пока не учитываются должным образом.
Этическое насилие. Когда вожатый причиняет ребенку страдания, мотивируя это справедливостью, правилами, авторитарным решением. Например, когда провинившегося ребенка лишают полдника, прогулки, купания. Или разлучают с друзьями и родственниками, не учитывая желания ребенка и его психологические особенности. При этом не нарушается закон, однако имеется ущемление свободы. Формами этического насилия можно считать получение доходов за счет детей путем спекуляции, натравливание коллектива на ребенка, который дерзит или мешает педагогу, принуждение к труду в ущерб развитию и самооценке.

Нравственное насилие. Ребенок приезжает в лагерь со своими идеалами, убеждениями, детским внутренним миром, наивными представлениями. Однако он может попасть в ситуацию осквернения этого внутреннего мира. Высмеивание интересов ребенка как «незрелых», навязывание негативных установок (например, курения как подобающего занятия для «настоящего парня»), запугивание (традиционные страшные истории перед сном могут вызывать фобическое расстройство), очернение идеалов – всё это можно считать проявлением нравственного насилия, негативно отражающимся на развитии личности. Особой формой нравственного насилия является высмеивание религиозных идеалов, семейных ценностей.

Правовое насилие. Нередко наблюдается нарушение прав ребенка, когда ни ребенок, ни взрослые об этом не знают (либо не желают знать). Например, провинившегося или совершившего правонарушение ребенка подвергают допросам, задержаниям, обыскам, лишают какого-либо имущества, препятствуют возможности связаться с родственниками и защитниками в конфликтной ситуации. Это нарушает ст. 37 Конвенции о правах ребенка.
Было отмечено, что многие педагоги детских лагерей (вожатые, инструкторы, организаторы) не знают законодательной базы, определяющей взаимоотношения с ребенком, основу которой составляют Уголовный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка и не соблюдают даже должностные обязанности вожатого. Молодые педагоги в лагерях подчас настолько проникаются ролью опекунов, «старших братьев», «родителей», миссией «учителей жизни», что считают себя вправе применять различные насильственные методы воспитания, забывая, что они являются в первую очередь работниками, которые предоставляют детям, как клиентам лагеря, набор услуг, предусмотренный договором. Таким образом, организаторам детских лагерей приходится проводить дополнительную разъяснительную работу (воспитывать воспитателей), либо принимать решение по увольнению нарушителей. Однако нерадивый вожатый может уйти, а травма в детской душе останется.

Основные рекомендации по предупреждению насилия в детских лагерях таковы:
— Организовывать развивающие и обучающие программы, обеспечивая занятость детей и переключение их потенциальной агрессии на преодоление внешних испытаний и собственных слабостей.
— Обеспечить постоянный контроль пребывания детей, особенно в темное время суток. Чтобы вожатый знал, на каком занятии, в каком помещении находится каждый вверенный ему ребенок, а руководитель знал, где находится весь подчиненный ему персонал.
— Последовательно бороться с вредными привычками и традициями (курение, алкоголизация и др.), категорически не допускать их на территории лагеря, т.к. они являются факторами риска для развития ситуаций, в которых совершаются насильственные действия.
— Регламентировать отношения вожатых и детей, использовать нормативно-правовой язык и логику в решении и предупреждении конфликтных ситуаций.
— Знать о возможных очагах развития конфликтов и проявления насилия, проводить профилактическую работу, выявлять детей и персонал, имеющих психологические проблемы, которые создают почву для развития насилия.
— Осуществлять психологическую и педагогическую работу по гуманизации сознания детей, разъяснять недопустимость насилия.

Эта информация была признана актуальной в том числе и для Москвы, которая хоть и не является городом-курортом, но организует сотни лагерей дневного пребывания и загородных лагерей, готовит тысячи вожатых и инструкторов, которым необходима специальная психолого-педагогическая и правовая подготовка в данном вопросе.