Поэтапная организация смены в детском лагере

Можно выделить три основных этапа (периода) летней смены, у каждого из которых — свои цели, задачи, содержание деятельности. На каждом из этих этапов в работе педагога есть свои особенности.

Организационный период (I этап)

Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря или центра. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.

Советы на организационный период педагогу-организатору

До сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
— лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
— индивидуальные беседы проводите только наедине;
— больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
— больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
— помните макаренковский принцип: трудную работу — лучшим;
— название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
— дисциплина — главное условие благополучного пребывания в центре.

Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.

Основной период (II этап — выполнение поставленных перед сменой задач)

Основной период делится на два этапа, на каждом из которых решаются определённые задачи.

Задачи первого этапа основного периода:
— создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
— развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;
— создать условия для работы органов самоуправления;
— корректировать нормы общения, поведения, отношений.

На втором этапе основного периода задачи следующие:
— организовать коллективно-творческую деятельность;
— создать условия для полноценного функционирования органов детского самоуправления;
— показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;
— корректируются межличностные и коллективные отношения.

Итоговый период (III этап)

Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой.

Педагог-организатор в это время
Работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера.