Курить в лагере: почему нельзя — если можно?

О проблеме подросткового курения

31 мая Интернет заполнился новостями, посвященными «Дню отказа от курения». А Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что повсеместную борьбу с курением необходимо сделать отдельным национальным проектом. По его мнению, эффективную кампанию по борьбе с этой вредной привычкой можно развернуть за счет введения более высоких цен на дешевые сигареты, а также добившись исполнения закона, запрещающего курить в общественных местах. «Борьба с курением не требует больших затрат. Реальные потери, которые мы несем за счет ущерба здоровью от курения и затрат на лечение гораздо больше», – сказал Геннадий Онищенко. Кроме того, Советом Федерации в Государственную Думу внесен на рассмотрение пакет поправок в закон «Об ограничении курения табака», расширяющий перечень мест, на которые распространяется запрет на курение. Сенаторы предлагают запретить курить в залах ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, а также в залах предприятий общественного питания, а также в различных государственных и муниципальных органах. («Российская газета»)

Однако никакого акцента на проблеме подросткового курения не сделано ни в новостях, ни в выступлениях лидеров мнений. Несмотря на то, что День защиты детей начинается сразу вслед за Днем отказа от курения, они превратились в два «информационных повода», никак не связанных между собой.

А между тем ситуация с подростковым курением в стране чрезвычайно серьезная. Россия находится на I месте в мире по курению среди подростков. По данным Всемирной организации здравоохранения, ПОСТОЯННЫМИ курильщиками в РФ являются 33% подростков и детей (ИА «Regnum»)

Каковы причины такой массовой приверженности? Как сообщает, например, пособие «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков», мотивами являются: любопытство, просто так, от нечего делать, быть как все, баловство, желание выглядеть взрослым, современным, крутым, мода и др. По данным Королевского колледжа врачей Великобритании приобщению к курению способствуют факторы:

— Психологические (пример и отношение к курению родителей, старших братьев и сестер, давление товарищей, пример знаковых фигур, например, знаменитых актеров и пр.)
— Физиологические (эффект никотина и оксида углерода, длительность фазы экспериментирования).
— Воспитательные, или познавательные

У продолжения курения уже иные мотивы: переживание релаксации, переживание удовольствия, гармонизация душевного мира, улучшение ситуации общения, замещающая деятельность, катализатор умственной деятельности.

Наконец, превращение курения в привычку происходит под воздействием таких факторов, как: низкая общая и гигиеническая культура; развивающаяся токсикомания; окружение курильщиков; нейротизм.

Как видим, среди ведущих факторов — наличие курильщиков среди значимых фигур: родителей, старших товарищей, однокашников. А ведь в России курят более 60% взрослого населения (среди них более 25% женщин). Известно также, что у курящих родителей более 65% детей также прибегают к курению. Таким образом, курение – это не просто «вредная привычка», а устойчивая социальная традиция. Она облегчает общение, вхождение в коллектив, обеспечивает принадлежность к «своим». Некурящий же воспринимается как аутсайдер.

Эта традиция — разрушительна. Более 375 тыс. россиян ежегодно умирают из-за болезней, вызванных курением. Специалисты утверждают, что курение практически полностью ответственно за смерть людей от рака гортани и легких, на три четверти — от хронического бронхита. Но мало ли на свете разрушительных традиций? В племенах Западной Африки до сих пор подпиливают зубы, в Гвинее-Папуа рубят пальцы в знак траура, а индонезийским девочкам деформируют шею кольцами. Во многих странах мира курение уже встало в один ряд с этими варварскими обычаями. Вероятно, пройдет время, и до этого уровня дорастет российское общество. Но здесь есть своя проблема: в отличие от, скажем, подпиливания зубов, курение приносит колоссальные деньги. Так, среднегодовая общая сумма, расходуемая подростками и молодежью на покупку сигарет, составляет 58 миллиардов 321,5 миллионов рублей (narkotiki.ru). Традиция курения «кормит» не только производителей сырья и готовых сигарет, но и целую армию сопутствующих работников, среди которых водители-дальнобойщики, привозящие фуры с товаром, продавцы, бухгалтеры, менеджеры, художники, оформляющие пачки и рекламу, и даже уборщицы помещений. А также – чиновники, обеспечивающие организацию и контроль. Наконец, курение через налоговые отчисления приносит огромные средства в государственную казну. Табачные производители могут вообще не тратить средства на рекламу – само население, поддерживая свои традиции, пропагандирует курение и даже принуждает к нему молодежь. Таким образом, курение – это в своем роде мощная «движущая сила» общества, опирающаяся на внутренние стимулы.

Возьмем на себя смелость покритиковать предложенный выше список причин подросткового курения. Это никак не «баловство» — разве назовешь так атрибут взрослой, серьезной жизни? И не «любопытство»: любопытно попробовать только в первый раз. Кстати, для большинства ребят ощущения оказываются отвратительные – но они перебарывают себя и продолжают. Это и не желание выглядеть «современным и крутым»: дети отлично осознают, что курение – устаревшая мода, от которой отказалась мировая элита. И никакой особой «крутизны» в ней нет. Наоборот: курящие дети подвергаются постоянным унижениям, вынуждены прятаться, заметать следы, бегать от наказания. Это очень не по-мужски.

Почему же все-таки подростки курят? Основные причины очень просты:

— наличие курильщиков в ближайшем окружении (родители, однокашники, коллеги);
— наличие места, где можно спокойно покурить;
— наличие сигарет и зажигалки.

Устраните эти причины – и курение исчезнет из их жизни как факт. И вернуть его не поможет никакой нейротизм или стремление к гармонизации.

Но, оказывается, это почти невозможно!

Существует формальный запрет на курение в лагерях и школах. Но как соблюдать его, если курят многие учителя и директора, курят взрослые гости и технические работники? И для них оборудована курилка, куда почти открыто бегают старшие отряды. И в походе всегда найдется взрослый курильщик, который имеет сигареты. Найдется по пути сельский магазин, ларек или местные жители – с «угощением». Вдобавок курение — вопрос статуса, право на независимость. Никто не сделает замечание директору или влиятельному работнику, не запретит ему, не вырвет сигарету из рук. Никто не запретит курить физически сильному вожатому, физруку, который время от времени уходит подымить в сторонку.

Вот почему борьба с курением почти всегда отдает формализмом, двойными стандартами, лицемерием. А если появятся принципиальные борцы – жди серьезного конфликта. Бороться с подростковым курением и алкоголизацей — вещь непопулярная. Возможно, поэтому об этом молчат лидеры мнений, высшие руководители.

Почему же нельзя курить в лагере? Обычно воспитанникам не дают толкового объяснения: курить запрещено — потому что «нельзя, вредно и нехорошо». Поэтому они расценивают этот запрет как посягательство на их свободу. И стараются его нарушать — всеми силами. А ведь подросткам можно предложить логичные объяснения.

— Повышается пожарная опасность. Нет ничего страшнее пожара в детских заведениях. Это погибшие, искалеченные, потрясенные, оставшиеся без крова дети. Среди ведущих причин пожара — брошенные окурки (особенно впопыхах – прячась от взрослых) и игры с зажигалками.
— Вовлекаются некурящие дети. Никакой родитель не простит лагерю, если ребенок там приобрел привычку курить. Лагерь не может слыть элитным и вообще «приличным», если его воспитанники бравируют свободой курения.
— Ухудшается психологический климат. Табачный дым оскверняет, делает «грязной» доброжелательную и светлую атмосферу детства, радости, развлечений, ученичества.
— Появляется почва для криминала. Место курения – это место обсуждения всяческих афер: от побега или иного нарушения режима до вымогательств, краж и групповых изнасилований, это плацдарм для конфликтов, драк и жестоких развлечений. В укромные курилки вслед за относительно «безобидным» табаком приходят алкоголь и наркотики. Они требуют денег – и толкают участников на очередные преступления.
— Ухудшается статистика заболеваний. Один конкретный подросток может и не замечать ухудшения своего здоровья, чувствуя себя бодрым и крепким. Но показатели большой группы – снижаются неуклонно. Вместе с рейтингом лагеря.

Очевидно, что среди старших ребят, приезжающих в лагерь, есть те, кто систематически курят. Они будут знать о формальном запрете — и обязательно его нарушать. Что, кстати, воспитывает у них двоемыслие, криминальное сознание. Курящий взрослый может ощущать себя вполне законопослушным гражданином, а вот курящий подросток — чувствует себя преступником, нарушителем, уходящим от ответственности. Поэтому мало огласить запрет, надо, чтобы все подростки знали 1) о причинах запрета, 2) об отягчающих обстоятельствах, которые усугубляют их вину в нарушении правил внутреннего распорядка. Из этих обстоятельств формируется список «негласных правил», которые нарушать уже никак нельзя — под угрозой отчисления из лагеря. Это:

— наличие нераздавленных окурков и других потенциальных возможностей для возгорания,
— вовлечение ранее некурящих ребят, психологическое давление на них, высмеивание их участия в лагерных мероприятиях;
— протестное поведение курильщиков, игнорирование мероприятий, режима дня, негативизм и прочее (то, что в войсках называли «деморализацией» и приравнивали к преступлению);
— «заговоры курильщиков» — можно называть приближением к «организованной преступности».

По статистике курят более половины 15-летних россиян. Если уж они испытывают физиологическую потребность и вынуждены нарушать гласные правила лагеря, то пусть хотя бы не нарушают правил негласных.

Не ущемляет ли запрет на курение личные права и свободы человека? Нет — поскольку дети находятся на иждивении родителей и государства, и должны оправдывать их ожидания. Приведем такие иллюстрации. Если продюсер нанял дорогого актера или спортсмена, он – ради общего дела — накладывает ограничения его личной свободы, образа жизни, внешности. И этим снижает риск, что вложенные средства пропадут. Если страховая компания обязуется выплатить крупную сумму в случае болезни, она следит, чтобы не было дополнительных факторов риска. Родители и руководители лагеря – это тоже в своем роде «продюсеры» и «страхователи». Они вкладывают силы и деньги в здоровье и развитие детей, и горько переживают поражения. Поэтому дополнительные риски для проекта «наш ребенок», которые создают курение, им совершенно не нужны. И ребята такие аргументы вполне осознают и даже разделяют. Вот если бы их еще разделяли и взрослые…